Христиания — утопия, ставшая реальностью ©
В Дании, а точнее, в Копенгагене, а точнее, в той его части, что расположена на острове Амо, есть уникальное поселение. Город в городе, государство в государстве. Это место известно во всем мире и называется оно Христианией.
Немного из истории-
Вы, наверное, думаете, что название "Христиания" имеет религиозные корни? Отнюдь. На самом деле, по-датски это пишется Kristiania и имеет непосредственное отношение к казармам короля Кристиана, а вовсе не к христианам.
История Христиании достаточно длинна и полна разнообразнейших событий. А всё начиналось в 1970 году, когда несколько горожан сломали забор, что стоял на углу улиц Prinsessegade и Refshalevej недалеко от Gray Hall. В том же году в андеграундной газете "Movetbladet" была опубликована статья, посвященная заброшенным казармам "Badsmandsstrædes Kaserne", и предлагалась куча идей по их использованию, самой банальной из которых была использовать постройки как жилые помещения. Это дало бы возможность найти жильё многим молодым людям. Более того, хиппи и альтернативному движению "Новое общество" также было нужно место для летнего лагеря, в котором они смогли бы воплотить некоторые свои мечты в реальность. В общем, и в целом, статья, как выяснилось, своё дело сделала. А результатом её явилось то, что множество людей из различных слоёв общества поселилось-таки в этих казармах с надеждой на новую жизнь, которая должна была стать жизнью общины, где каждый мог быть свободным. Так родилась Христиания.
За ними последовали очень многие. Казармы благоустраивались, здесь теперь звучала музыка, курились благовония и дикий, степной аромат марихуаны разносился над озерами Христиании. Теперь у молодёжи, искренне верящей в свободу, появилась здесь своя база, да ещё и с бесплатным электричеством и водоснабжением.
Это, прежде всего и смутило датское правительство. Вопрос долго дискутировался в парламенте, и, в конце концов, Общественный Совет Христиании, где заседали выборные из всех десяти её микрорайончиков (впрочем, сюда мог прийти и высказаться любой её житель), принял решение платить государству за коммунальные услуги. А государство, в свою очередь, придало коммуне благонадёжный статус "социального эксперимента". Его, кстати, планировалось продолжить лишь до тех пор, пока власти не придумают более полезного, на их взгляд, использования территории.
Сам город-
Христиания представляет собой квартал Копенгагена, в который ведут лишь два входа, на которых лежат большие камни, неоднократно убиравшиеся правительством, но возвращавшиеся на место жителями Христиании.
Флаг Христиании.
Постоянное население ок. 1000 человек, есть гостиницы, рестораны, кафе, магазины, средняя школа. В Христиании находятся несколько водоёмов.
Жители Христиании соблюдают собственные законы, независимые от законов Дании. Среди них: запреты на автомобили, воровство, тяжёлые наркотики, огнестрельное оружие и бронежилеты.
Главной улицей является Пушер-стрит (англ. Pusher Street). На ней идёт торговля лёгкими наркотиками и запрещена фотосъёмка.
Ориентир, по которому можно найти Христианию - высокая башня с винтообразной лестницей, хорошо заметная из морского порта.
Население-
Обитатели Христиании выглядят более чем жизнерадостно. Девушки в ярких свитерах, парни, почитывающие газетку в кофейнях, где можно, кажется, вот так вот просидеть всю жизнь: листая журналы, болтая со знакомыми, попивая лимонад, покуривая джойнт. Здесь вообще никто никуда не торопится.
Живут уже, конечно, не только в казармах. Казармы не вместили всех желающих. Как незабвенный Карлсон, каждый строит здесь то, что хочет и там где хочет. Очень много деревянных террас, разрисованных голубыми и зелеными красками. Можно увидеть дом в виде пагоды, а рядом с озером возвышается точная копия Сиднейского оперного театра — гордости Австралии. В этой "точной копии" тоже живут люди.
Как говорит гражданка Христиании: "Дома у нас без номеров, только с вывесками. На конвертах пишут так: Ричарду из Дома на дереве, Матильде в Дом башмаков, в Школу факиров - чародею Касперу, Дом оперы - Францу. Почтальону этого достаточно.
Приехать в Христианию может каждый и когда захочет. Но поселиться здесь чужаку практически невозможно. Вас примут, только если вы придёте под руку с женщиной или мужчиной, "гражданами Христиании", выбравшими вас в качестве спутника жизни. Поэтому, несмотря на всеобщий интерес, постоянное население в Христиании по-прежнему небольшое — около 1000 человек. Этого более чем достаточно для небольшого района.
Забавная история случилась с первыми выходцами из России, приехавшими жить в Христианию. Их наняли пилить дрова для общественной бани. И тут произошло столкновение культур. Парни бодро взялись за работу и за три часа перепилили, накололи и сложили в поленницу все имеющиеся в распоряжении доски. После чего поспешили сообщить работодателям об успешно выполненном задании. Однако результатам их труда совершенно не обрадовались, а, наоборот, ужасно разозлились. Из-за плохого знания английского, парни далеко не сразу поняли, в чём же дело. Оказывается, crazy Russians за три часа сделали полуторамесячный объём работ, оставив без заработка не только себя, но и еще десяток коренных жителей. Можно сказать, подорвали экономику страны. Дело в том, что оплата в Христиании почасовая. Это значит, что работать следует не торопясь, без надрыва. Каждые пятнадцать минут положен перерыв на джойнт или бутылочку пива. Гореть на работе не принято
В остальном же жители Христиании живут как обычные датчане. Ходят на работу или получают пособие — правительство открыто заявляет, что безработные в Свободном Городе обходятся ему дешевле, чем где-либо ещё. А чьи-то дети, подрастая, задумываются о большем комфорте и уходят в другой, внешний мир. Кого-то из тех, кто в 1970 году первым проломил дырку в историческом заборе, уже нет на свете. Но их страна Утопия живёт по своим законам.
Однако правительство Дании с упорной периодичности ведет борьбу с жителями Христиании, и как они сами заявляют ”город хиппи и панков, город наркоманов и бездельников будет ликвидирован. Это лишь вопрос времени.”
(с)